главная |
Пояснительная записка |
- Пакет нормативно-правовых документов
- Организация режима пребывания детей в ДОУ - Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей |
Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в деском саду» (М: Просвещение, 1985, отв. ред. М.А.Васильева), подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Содержание первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» отбиралось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами, учеными, что позволило достаточно четко и емко воплотить передовые идеи дошкольного образования прошлых лет в государственный программный документ ,сыгравший сыгравший важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России. Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительное коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. Складывающиеся новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалось и существенная доработка содержания традиционной «Программы воспитания и обучения в детском саду». Не секрет, что число ДОУ, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалами нового времени, самостоятельно вносят в устоявшийся документ задачи и содержание из других программа. Возникают трудности в организации образовательного процесса, углубленно изучаются материалы одних разделов программ в ущерб другим; наблюдаются избыточное содержание дошкольного образования и информационная перегрузка детей. В этих условиях коллектив ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.С.Коморовой осуществил доработку «Программы воспитания и обучения в детском саду», включив в нее новые научно обоснованные и проверенные опытом содержания и сохранив при этом конкретность и доступность документа практическим работникам системы дошкольного образования. С позиций творческой педагогики учеными пересмотрен ряд принципов, лежащих в основе традиционной программы, скорректированы отдельные к обновлению содержания дошкольного образования в России. В соответствие с современной научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку в программе зафиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Наряду с этим авторы- составители постарались бережно схоронить в новом издании лучшее традиции отечественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности :комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей. При этом составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С.Выгодского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных процесса, независимых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка». Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7лет. Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитание ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содержание программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведение культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариантом преемственности в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкое возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. Ведущие цели обновленной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой , учебной, художественной, двигательной элементарно- трудовой. В программе раскрыты закономерности и особенности развития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для Дошкольных групп. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждении совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. |